ЦПАТ

История Центра показа авиационной техники началась 22 марта 1938 г., когда на аэродроме Горелово под Ленинградом был сформирован 19-й истребительный авиационный полк. В декабре 1939 г. — марте 1940 г. полк принял активное участие в советско-финской войне, был награжден орденом Красного Знамени и стал именоваться 19-м Краснозна-менным истребительным авиационным полком (19-й киап).

В годы Великой Отечественной войны 19-й киап воевал на Ленинградском, Волховском, Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. С января 1944 г. полк первым в советских ВВС начал широко применять в боевых действиях метод «свободной охоты». 3 апреля того же года за проявленные доблесть и мужество при освобождении города Проскуров (Украина) полку было присвоено почетное наименование «Проскуровский». 19 августа 1944 г. за проявленную в боях отвагу, дисциплину и героизм 19-й киап был преобразован в 176-й гвардейский Краснознаменный Проскуровский истребительный авиационный полк (176-й гиап). День Победы полк встретил на немецком аэродроме Шеневальде, пройдя боевой путь от Ленинграда до Берлина.

Всего за период Великой Отечественной войны 176-й гиап произвел 8522 боевых вылетов, сбил в воздухе 389 самолетов противника и 56 самолетов уничтожил на земле. За боевые заслуги полк был награжден орденами Александра Невского и Кутузова III степени. В годы войны в составе полка воевали 16 летчиков — Героев Советского Союза.

В августе 1945 г. 176-й гиап был перебазирован на подмосковный аэродром Теплый Стан. В 1945-1950 гг. совместно с повседневной учебно-боевой подготовкой летчики полка отрабатывали групповой и одиночный высший пилотаж. С 1 мая 1946 г. и до осени 1950 г. 176-й гиап принимал участие во всех воздушных парадах над Москвой. В 1949 г. полк освоил реактивные самолеты Як-15, а в феврале 1950 г. начал переучиваться на истребители МиГ-15. Летом 1950 г. летчики 176-го гиап во время авиационного праздника в Тушино впервые продемонстрировали групповой высший пилотаж «пятерки» на самолетах МиГ-15.

В ноябре 1950 г. 176-й гиап был направлен в «правительственную командировку» в Китай. В апреле 1951 г. летчики полка вступили в бой с американскими пилотами в небе северной Кореи, где совершили более 3000 боевых вылетов и сбили 107 самолетов противника. Четыре летчика полка были удостоены звания Героя Советского Союза.

В феврале 1952 г. 176-й гиап вернулся из командировки и стал базироваться на аэродроме Орешково в Калужской области. Директивой Министра обороны СССР от 15 марта 1960 г. прославленный 176-й гвардейский истребительный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Александра Невского и Кутузова полк был расформирован…

15 ноября 1950 г. на аэродроме Теплый Стан началось формирование нового 234-го истребительного авиационного полка (234-й иап) на самолетах МиГ-15. Костяком летного состава нового полка стали летчики-«пилотажники», служившие в 176-м гиап, и по приказу командования оставленные в Теплом Стане. 1 мая 1951 года полк впервые принял участие в воздушном параде над Красной площадью. В феврале 1952 г. 234-й иап был передислоцирован на аэродром Кубинка, на котором базировался до своего переформирования в 237-й Центр показа авиационной техники. 

В 1950-х годах летчики полка помимо повседневной учебно-боевой подготовки принимали участие во всех воздушных парадах в небе Москвы, во время которых демонстрировали одиночный высший пилотаж, встречный пилотаж звеньев, групповой высший пилотаж «пятерки» и «девятки» на самолетах МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19.

С 1955 г. на аэродроме Кубинка начали проводиться наземные и летные показы отечественной авиационной техники руководству Министерства обороны СССР, руководителям советского государства и коммунистической партии, а также государственным и военным делегациям иностранных государств. Первым руководителем иностранного государства, который посетил аэродром Кубинка в июне 1956 г., стал президент Югославии Иосип Броз Тито. В 1960-1980-х годах гостями Кубинки были высокопоставленные делегации Австрии, Алжира, Афганистана, Бирмы, ГДР, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Иордании, Ирана, Йемена, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Мали, Марокко, Пакистана, Польши, Судана, США, Уганды, Финляндии, Франции, Чехословакии, Эфиопии и других государств.

В 1960-х годах летчики 234-го иап кроме учебно-боевой подготовки, участия в парадах и показах авиационной техники стали регулярно эскортировать в воздухе самолеты советских космонавтов, глав иностранных государств, прибывавших в Москву. Самым запоминающимся, пожалуй, стал эскорт самолета первого космонавта Юрия Гагарина 14 апреля 1961 г. В июле 1961 г. летчики полка приняли участие в воздушном параде в Тушино: одиночный пилотаж на МиГ-19 продемонстрировал майор В. Н. Швецов; групповой пилотаж был показан «ромбом» МиГ-19 с ведущим подполковником В. М. Фокиным и «пятеркой» на МиГ-17, ведомой командиром полка подполковником П. Ф. Мантуровым.

Директивой Генерального штаба ВС СССР от 11 мая 1966 г. в 234-й иап по преемственности были переданы ордена и почетные наименования расформированного 176-го гиап и полк стал именоваться 234-м гвардей­ским истребительным авиационным Проскуровским Краснознаменным орденов Кутузова и Александра Невского полком. Торжественная церемония вручения полку гвардейского Знамени состоялась 18 августа 1966 г. на стадионе Нового городка.

9 июля 1967 г. летчики полка приняли участие в воздушном параде в Домодедово. Групповой высший пилотаж продемонстрировали: «ромб» на МиГ-21ФЛ, ведомый майором Р. Ш. Восканяном; «девятка» на МиГ-17 с ведущим майором Н. А. Кисаевым и «семерка» на МиГ-21ФЛ, ведомая командиром полка полковником В. И. Медведевым.

В конце августа 1967 г. впервые в послевоенной истории советских ВВС группа 234-го гиап из десяти самолетов МиГ-21ФЛ под командованием полковника В. И. Медведева посетила с дружественным визитом иностранное государство — Швецию. С тех пор летчики полка регулярно и неоднократно на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-27 посещали Финляндию, Францию, Швецию, Англию и США, принимали в Кубинке с ответными визитами военных летчиков этих стран.

Однако, важно подчеркнуть, что на протяжении всей своей истории 234-й гиап был строевым полком, то есть его учебно-боевая подготовка соответствовала требованиям, предъявляемым к любому истребительному полку советских ВВС. А индивидуальный и групповой высший пилотаж, участие в парадах, показах и зарубежных визитах — все это было дополнением к обязательному объему боевой подготовки.

В 234-м гиап проходили службу будущие космонавты — дважды Герой Советского Союза П. Р. Попович и Герой России В. Г. Корзун; будущие летчики-испытатели — Герой Советского Союза М. С. Дексбах и Герой России А. Ю. Гарнаев, Г. В. Мамонтов, С. Н. Шапошников, А. В. Мазур и другие выдающиеся летчики.

В 1983 г. 234-й гиап первым в советских ВВС приступил к освоению истребителя МиГ-29 и разработке тактики его боевого применения. А уже летом 1984 г. «ромб» на МиГ-29, ведомый подполковником С. И. Безлюдным, впервые продемонстрировал высший группой пилотаж.

В мае 1989 г. 1-я эскадрилья полка переучилась на истребители Су-27 и в августе того же года «ромб» на Су-27, ведомый подполковником А. М. Арестовым, принял участие в воздушном празднике в Тушино.

1 декабря 1989 г. 234-й гиап был переформирован в 234-й гвардейский смешанный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк имени Ленинского Комсомола (показной) — 234-й гсап.

5 апреля 1991 г. на базе 1-й авиационной эскадрильи полка, вооруженной Су-27, была создана пилотажная группа «Русские витязи». 6 мая 1991 г. на базе 2-й эскадрильи полка, которая летала на МиГ-29, была создана пилотажная группа «Стрижи». В том же году на базе 3-й эскадрильи была создана пилотажная группа «Небесные гусары» на штурмовиках Су-25, дебют которой состоялся 12 апреля 1992 г.

1 декабря 1992 г. 234-й гсап был переформирован в 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники (237-й ЦПАТ). 10 августа 1993 г. 237-му ЦПАТ было присвоено имя трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба.

В декабре 2010 г. ЦПАТ организационно стал частью 4-го ЦБП и ПЛС.